единое сообщество «семья – дети – педагог»

 

        На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Мы считаем, что одной из главных целей образовательного процесса является формирование единого сообщества: родители-дети-педагоги, основанного на гармоничных партнерских отношениях, для создания единого пространства детского развития.

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников - одно из самых сложных и важных направлений деятельности дошкольного учреждения.

Его задачи:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединив усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопомощи;

- активизировать и обогатить воспитательные умения родителей;

- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях, помочь им осознать свою воспитательную роль в семье, свой опыт взаимоотношений с ребенком.

Практика показывает, что совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей.

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

При взаимодействии с родителями мы придерживаемся следующих принципов:

-доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов  с родителями. В общении  неуместны категоричность, требовательный тон, ведь любая прекрасно выстроенная   модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного общения. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

-индивидуальный подход;

Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. При общении воспитатель должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь  пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

-сотрудничество, а не наставничество;

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому, позиция наставления сегодня вряд ли, принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, желание разобраться в проблемах семьи и искреннее  помочь.

-динамичность;

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

В самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.

Мы стремимся к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса. Включение членов семей воспитанников в деятельность дошкольного учреждения должно подразумевать разнообразные подходы, и поэтому мы  используем различные формы взаимодействия, которые можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные формы, такие как: классические родительские собрания, беседы, консультации, работа с родительским комитетом, оформление папок-передвижек и стендов, дни открытых дверей – мы используем ежедневно в своей деятельности. Однако, в современных условиях, этих форм взаимодействия недостаточно для полноценного сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй, поэтому существуют и нетрадиционные формы взаимодействия.

К ним относятся:

- взаимодействие по средствам интернет-технологий (сайты детского сада, личные блоги педагогов, рассылка информации с помощью электронной почты и т.д.)

- проведение мастер-классов для родителей;

- выпуск семейных газет;

- фотовыставки;

- круглые столы

- педагогическая гостиная.

В нашем детском саду активно используется такая нетрадиционная форма работы с родителями как педагогическая гостиная.

Педагогическая гостиная — специально организованная форма взаимодействия воспитателей ДОУ, узких специалистов  (логопед, психолог, медицинский работник), родителей и воспитанников.

Посещение педагогических гостиных позволяет родителям по-новому взаимодействовать с детьми, учитывая консультации оказываемые педагогами.

Основная цель проведения педагогических гостиных состоит в том, чтобы развивать индивидуальность ребенка с помощью родителей, при их активном участии.

Подготовка к организации педагогической гостиной начинается с определения темы, например:

• «Знаешь ли ты своего ребенка?»

• «Наш друг-книга»

• «Играют дети — играем вместе»

• «Наша дружная семья»

• «Расти здоровым!»

«Зачем нужен логопед?» — так звучала тема одной из наиболее интересных (по мнению родителей) педагогических гостиных, проводимых в нашем детском саду.

Нами были созданы приглашения для родителей, в которых анонсировалось данное мероприятие, для того чтобы заинтересовать родителей.

Выступали логопед и воспитатель с консультацией «Красивая речь-залог успеха». Родители могли получить и индивидуальную консультацию по интересующим их вопросам. Для посвящения в наши  ряды  родителям был торжественно произнесена «Клятва родителя».

Клянетесь ли вы:

• Любить детский сад так же, как мы?

• Приводить детей на занятия в любую погоду: мороз, слякоть, жару?

• С уважением относиться к своим детям, любить ребенка не за хорошее поведение, а за то, что он ваш единственный и неповторимый?

• Активно участвовать во всех наших праздниках, собраниях?

• Поддерживать атмосферу добра, любви?

Затем проходило торжественное награждение родителей в различных номинациях:

• Самые отзывчивые

• Самые ответственные

• Самые активные

• Самые приветливые

• Самые доброжелательные

• За умение дружить

Наградой служили памятные грамоты, созданные детьми, с помощью воспитателя.

Для родителей был организован мини-концерт с участием детей. И в заключении был представлен вниманию родителей видео фильм о жизни группы.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

 

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.