Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

 

 

 

Представление опыта работы

«Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраст в рамках реализации проекта «Речевичок»»

   

 

Авторы:

учитель-логопед  высшей кв. категории, М.Р. Головня,

воспитатель первой кв. категории, М.П. Гаврикова  

 

 

 

 

Белый Яр – 2020

 

Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

в рамках реализации проекта «Речевичок»

Проблема:

У детей старшего дошкольного возраста  недостаточно сформированы все компоненты речевой системы, особенно ее смысловая сторона (лексика, грамматика, связная речь), испытывают трудности в программировании связного высказывания.

Учителем-логопедом было проведено обследование детей с целью выявления уровня речевого развития. Результаты обследования показали, что дети испытывают трудности при составлении рассказов.

Актуальность:

ü  Традиционно связная речь делится на два основных вида: диалог и более сложный вид — монолог.

ü  Монологическая речь — логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.

ü  Монологическая речь у детей  является наиболее несформированной. Это определяется тем, что монолог самостоятельно не формируется. Дети нуждаются в средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной монологической речи. Этим средством является наглядность, при которой происходит речевой акт.

Гипотеза:

Предполагаем, что применение наглядности в процессе обучения составлению рассказов повысит уровень сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитателями и логопедом было принято решение о проведении проекта «Речевичок».

Целью которого является повышение уровня сформированности связной монологической речи у детей 5-6 лет при обучении рассказыванию.

Задачи:

ü  совершенствовать монологическую форму речи;

ü  обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными речевыми играми;

ü  осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта и речевой активности ребенка;

ü  развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание;

ü  воспитывать интерес к прослушиванию художественных произведений;

ü  формировать у детей умения сотрудничать со взрослыми и друг с другом.

Ожидаемые результаты:

ü  Усовершенствованная монологическая форма речи;

ü  Развивающая среда, насыщенная разнообразными речевыми играми;

ü  Родители  - активные участники проекта, повышена компетентность в вопросе «Речевое развитие детей 5-6 лет»;

ü  Достаточно развита артикуляционная и мелкая моторика, речевое дыхание;

ü  У детей сформированы умения сотрудничать со взрослыми и друг с другом.

На подготовительном этапе проведен круглый стол с родителями, где они были проинформированы о результатах речевого обследования. Педагогами предложено проведение проекта, на что родители отреагировали положительно и согласились стать его участниками.

По данной теме изучена и подобранна методическая литература и пособия, дидактический материал.

Методологическая база:

ü  положения о механизмах и особенностях развития связной речи детей Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, А.А. Леонтьева;

ü  исследования В.П. Глухова о специфике овладения речью детьми, Д.Б. Эльконина о связи психических функций и развития связной речи ребёнка;

ü  исследования О.С. Гомзяк, Н.Е Арбекова,  Н.Ф.Виноррадова, Н.Э.Теремкова ,   В.К. Воробьёвой, Т.А. Ткаченко, В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко, В.П. Глухова об использовании наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие связной монологической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. Термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение).

Виды рассказов:

ü  составление описательных и сравнительных рассказов;

ü  составление рассказов по сюжетным картинам;

ü  рассказывание по сериям сюжетных;

ü  описание пейзажной картины, натюрморты художественной картины, иллюстрации;

ü  составление рассказов на тему личного и коллективного опыта;

ü  составление творческих рассказов.

Умение связно говорить, строить свой рассказ, развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения.

У старших дошкольников, в возрасте пяти — семи лет развивается наглядно - образное мышление, поэтому детям необходимо оперировать наглядными изображениями объектов.  Наглядностью служат: сюжетные и предметные картины, фотографии, графические схемы, иллюстрации к произведению, предметы.

Обучение детей описанию предметов проводится при прохождении каждой лексической темы: «Посуда», «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Грибы» и т.д. Наглядностью служат предметы, предметные картинки, игрушки. В своей работе используем мнемотаблицы, которые помогают составить план развернутого описания предметов, что значительно сокращает время обучения детей рассказыванию.

По мере усвоения навыков описания непосредственно воспринимаемого предмета постепенно  вводим в обучение новые виды работы: описание предмета по памяти, по собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации.

Для того чтобы дети самостоятельно умели выделять существенные признаки предметов проводим различные речевые игры и упражнения.

Навык описания предметов закрепляется  в ходе выполнения продуктивных видов деятельности: лепки, рисования, конструирования.

Следующая форма работы по развитию связной речи это обучение рассказыванию по картинам.

Занятия по разным видам картин включает ряд общих элементов: подготовку детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картин и т.д., разбор её содержания, обучение детей составлению рассказа, анализ детских рассказов). Для активизации внимания зрительного восприятия и памяти  проводятся игровые упражнения «Кто больше увидит?» (предметы указанного цвета), «Кто лучше запомнил?» (действия выполняют персонажи картин), «Кто самый внимательный?» (закончить предложение начатое воспитателем).

При обучении рассказыванию по сюжетной картине используем следующие методические приемы:

ü  образец рассказа педагога по картине;

ü  наводящие вопросы;

ü  предваряющий план рассказа;

ü  составление рассказа по фрагментам картины;

ü  коллективное сочинение рассказа детьми.

При обучении рассказыванию по серии сюжетных картин сначала разбирается каждая картинка. Дети учатся выделять основу, существенные детали изображения. Дальше картинки размещаются на наборном полотне в нужном порядке, по вопросам воспитателя определяется общее содержание изображенных событий. Дети по «цепочке» составляют высказывания по каждой из картинок, а далее составляют рассказ по всей серии картинок в целом.

При составлении рассказа-описания изображенного пейзажа, дети усваивают примерную схему последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности определяемой их пространственным расположением, дают описание изображенным объектов по вопросам (как выглядит лес, река, берег, луг и т.д. Применяются вопросы-указания, например: «А теперь расскажи о березках, какие они» и т.п.

Итак, описание пейзажной картины сначала проводится по плану, а затем самостоятельно.

Составление рассказов на тему личного и коллективного опыта следует включать в занятия на основе проводимых утренников, экскурсий, развлечений, а также наблюдений во время прогулок (дети рассказывают о празднике, проводившемся в детском саду, об интересной игре). Рассказы составляются с опорой на образец педагога.

Обучение рассказыванию с элементами творчества:

ü  составление рассказа по аналогии;

ü  придумывание продолжения (окончания) незавершенного рассказа, составление сюжетного рассказа по набору игрушек;

ü  составление предложений по двум предметным картинкам (девочка, ваза; бабушка, кресло);

ü  восстановление различного рода деформированных предложений (живет, в, лиса, лесу, густом);

ü  сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам (мальчик, трамвай, бабушка; девочка, арбуз, кухня).

Ежедневно с детьми проводится «утренний сбор» на котором, обмениваемся новостями и впечатлениями, читаем художественную литературу, и беседуем о прочитанном, проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика. Речевые игры используются в свободное время и на занятиях.

Навык описания предметов закрепляем в ходе выполнения продуктивных видов деятельности лепка, рисование, конструирование. Дети сопровождают описательным рассказом выполняемые действия, дают словесный отчет о выполненном задании, выполняют небольшие творческие рассказы по выполненному рисунку, иллюстрации, модели. На прогулках наблюдаем за изменениями в природе, людьми, животными.

С помощью разных видов театра дети разыгрывают сюжеты сказок и рассказов.

Следует отметить, что родители являются активными участниками проекта. Для родителей была проведена консультация «Мнемотехника как средство развития связной речи старших дошкольников», мастер-класс «Учите детей мыслить», круглый стол «Речевое развитие детей 5-6 лет» мастер-класс «Город мастеров», где родители вместе с педагогами изготовили пальчиковый театр.

Работа по реализации проекта «Речевичок» продолжается.

 

Своё выступление хотим закончить словами одного известного государственного деятеля, литератора, оратора Анатолия Фёдоровича Кони «Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя».